Декламация

Декламация

ДЕКЛАМА́ЦИЯ (лат. declamatio — упражнение в красноречии) — публичное произнесение стихов и прозы как иск-во, включает также жест и мимику. В Др. Риме Д. — упражнение в красноречии как элемент ораторского иск-ва. Д. условно может быть названо иск-во чтения поэтич. произв. в архаич. обществах, передававших их только или гл. обр. в устной традиции, позднее — иск-во проповеди и иной публичной речи. Изменение соотношения устной и письм. речи в Новое Время, связанное с изобретением книгопечатания и развитием письм. форм коммуникации, сформировало Д. как компонент прежде всего сценич. иск-ва.

В т-ре эпохи Классицизма, драматургия к-рого была преимуществ. стихотворной, сформировалось понятие Д. как поведения актера. Понимание Д. классицизмом обусловлено абсолютным приматом слова в театр.-драматич. иск-ве, ориентацией его на логич. структуру высказывания. В Классицизме слово было звуковым жестом, действием, синтаксис определялся логикой мысли, соответственно представлениям о разумности бытия, торжестве разума над страстью, поэтому классицистский т-р построен на соединении иск-ва Д. как красноречия и зрелищного иск-ва декораций и сценич. эффектов. Отвечавшая классицизму манера Д. как сценич. речи воспринималась описателями следующих поколений как "завывающая", распевная, условная, следующая интонацией не синтаксич. структуре и смыслу слов, а ритму стихов (прежде всего александрийского стиха, принципиально довольно монотонного и уравнивающего ритмич. вариации). Соответственно ритму стиха и логике высказываний строились также статичные мимика, жесты, позы актеров.

Принципы Классицизма, разработанные во Франции 17 в., оказали влияние на все жанры литературы в России 18 в., войдя составной частью в творчество поэтов, принадлежавших духовно Барокко, Рококо, Сентиментализму. Поэзия 18 в. принципиально ориентирована на устное воплощение, и письм. форма была технич. стороной ее существования. Ю. Н. Тынянов показал ораторский характер основного жанра поэзии 18 в. — оды, — предполагавшей торжеств. Д. ее в дворцовых интерьерах (первейшего одописца М. В. Ломоносова — в залах В. В. Растрелли), хотя реально оды обычно не читались, но подносились в письм. виде во время празднеств.

Становление Романтизма изменило принципы Д., основой к-рой стал принцип свободы актерского вдохновения и чувства, эмоциональная, а не логич. орг-ция речи. Многочисл. мемуары о Д. эпохи Романтизма указывают на высокую эмоциональность Д., с трудом поддающуюся пересказу. В эпоху Романтизма в основе Д. остается стихотв. ритм, чрезвычайно умноживший число своих форм. Важнейшей чертой Д. эпохи Романтизма было сосуществование собственно театральной Д. с салонной, исполнявшейся не столько актерами, сколько самими поэтами. Активное участие столичных поэтов в театральных постановках обеспечивало единство принципов Д.

История Д. с сер. 18 до нач. 20 вв. отражает эволюцию лит-ры и мировоззрения в целом от Классицизма к Романтизму, затем к Реализму, и далее к Символизму. Каждое новое поколение воспринимало Д. предыдущей эпохи как фальшивую, напыщенную и искало новые ее формы, отражающие, по его мнению, истинную жизнь. Слово "театральность" часто становилось ругательством у самих деятелей т-ра, и более всего было дискредитировано слово "Д.".

С развитием Реализма в драматургии и распространением прозаич. драмы как основного жанра в театральном репертуаре Д. радикально изменилась. С сер. 19 в. ее определял не поэтич. ритм, а интонация литературно преображенной разговорной речи. Термин Д. во времена А. Н. Островского означал выразит. худож. чтение, основанное на интонационной передаче высказываний, соответственно значению слов и речевым характеристикам персонажей. С 1840-х гг. устраиваются публичные лит. чтения — концерты, в которых актеры исполняли стихотворные, а позже и прозаич. произв.: на основе Д. начинает рождаться особое иск-во. В связи с широким распространением любительского исполнения поэтич. текстов появляются школы актерского иск-ва и теоретич. разработки основ выразит. речи. Начиная с педагогич. деятельности П. М. Садовского, иск-ву "выразит. слова" было посвящено множество педагогич. трудов и исследований, во многом оставшихся бесценными источниками сведений о фонетич. и парафонетич. св-вах живой речи. Они особ. распространились в связи с появлением жанра эстрадного исполнения прозы, и еще более — в лит. напряженной жизни "серебряного века", с возрождением салонов и поэзии, распространением авторского публичного исполнения стихов, появлением средств звукозаписи.

Одновременно методы обучения Д. становятся и методами обучения пониманию лит. произв. через его выразит. чтение. Среди выдающихся исследователей и педагогов Д. можно назвать В. В. Сладкопевцева, В. П. Шереметевского, В. П. Острогорского, С. М. Волконского, крупнейшими исполнителями 2-й пол. 19 и нач. 20 вв. были М. С. Щепкин (инициатор публичных лит. чтений, 1843), М. Н. Ермолова, П. А. Никитин (1836—80), устраивавший лит. концерты в 1850-х гг., И. Ф. Горбунов, создавший свой репертуар из сочинявшихся им сценок быта, чтец-любитель педагог А. Ф. Бардовский (1857—1918), чтец-любитель психиатр В. В. Чехов, актеры В. И. Качалов, О. Э. Озаровская, В. Н. Андреев-Бурлак, В. В. Максимов (1880—1937), А. А. Закушняк.

В начале 20 в. поиски новых поэтич. ритмов и активность поэтов как исполнителей собств. стихов возродили отчасти понимание поэзии как принципиально устной формы словесного иск-ва, вступив в конфликт со сложившейся актерской реалистич. интерпретацией стихотворных текстов. Этот конфликт существует с тех пор 100 лет и проявляется в ритмич. чтении поэтов и демонстративно антиритмич. чтении актеров, стремящихся исполнять стихи, полностью игнорируя специфику стихотворного текста. К началу 20 в. относятся также первые экспериментально-фонетич. исследования особенностей стиховой речи, стиховой интонации (С. И. Бернштейн, "Голос Блока" и др.).

Слово "Д." стало ругательством вследствие деятельности К. С. Станиславского и ее интерпретации как "системы" в сов. время. Главное для Станиславского представление — о "подтексте", о существовании внутр. действия, лишь косв. отраженного в словах, — породило требование порождения сценич. речи не из текста, а из его интерпретации. Эта идея, вполне символистского толка, была созвучна исканиям писателей и мыслителей эпохи модерн и, в частности, А. П. Чехова, весьма односторонне интерпретированного в постановках МХТ. Во времена разработки К. С. Станиславский был одним из мэтров, но не иконой в сценич. иск-ве, и творчество многих вышеназв. исследователей, педагогов и исполнителей сосуществовало во времени с его подходом. Будучи канонизирована в сов. время, концепция сценического искусства Станиславского, чьи символистские источники игнорировались и, видимо, не осознавались, была в свою очередь интерпретирована в духе соц. реализма. Это привело в итоге к значительным утратам традиций иск-ва выразит. речи. Хотя одноврем. с 1920-х гг. активно развивалось иск-во худож. чтения, ставшее новым периодом иск-ва Д. и поддержанное задачами культ. просвещения, распространением звукозаписи и радио.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Поможем написать курсовую
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Декламация" в других словарях:

  • ДЕКЛАМАЦИЯ — (лат., от declamare громко говорить). У древних означало искусство изложения возвышенных мыслей и чувств в красноречивой Форме. У нас умение читать выразительно произведения поэзии. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • декламация — прочтение, мелодекламация, прочитывание, чтение Словарь русских синонимов. декламация сущ. • чтение Словарь русских синонимов. Контекст 5.0 Информатик. 2012 …   Словарь синонимов

  • декламация — и, ж. déclamation f., <лат. declamatio. 1. Искусство выразительного чтения стихов или прозы. БАС 2. Елизавета Иванова .. столько же в своем поведении испорчена, сколько ко декламации способностей имеет. Сумароков. // Старикова Театр. 198.… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • ДЕКЛАМАЦИЯ — (от латинского declamatio упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение… …   Современная энциклопедия

  • Декламация — (от латинского declamatio упражнение в красноречии), искусство выразительного чтения стихов или прозы (ритмизация текста, подчеркивание интонацией ключевых слов и т.п.). В эпоху классицизма в западноевропейском и русском театре владение… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • ДЕКЛАМАЦИЯ — ДЕКЛАМАЦИЯ, декламации, мн. нет, жен. (лат. declamatio). Действие по гл. декламировать. В концертном отделении будет пение и декламация. || Искусство выразительного чтения. Курс хоровой декламации. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Декламация — или выразительное чтение. С давних пор были известныпрактические приемы Д., передававшиеся выучкой с голоса , присовершенно субъективных и бессистемных указаниях учителя. Лишь снедавнего времени устанавливается взгляд на Д., как на… …   Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • ДЕКЛАМАЦИЯ — (от лат. declamatio упражнение в красноречии) искусство художественного чтения стихов или прозы …   Большой Энциклопедический словарь

  • декламация — ДЕКЛАМИРОВАТЬ, рую, руешь; анный; несов., что. Выразительно читать, произносить (художественный текст). Д. стихотворение. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • декламация — декламация. Произношение [дэкламация] устарело …   Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

  • декламация — и, ж. 1) Искусство выразительного чтения; само такое чтение. Актер блестяще владел декламацией. ...При декламации [Демосфен] клал в рот гальку, чтобы добиться предельной подвижности артикулирующих органов и этим обеспечить хорошую дикцию...… …   Популярный словарь русского языка

Книги

Другие книги по запросу «Декламация» >>


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»